Публикации

Игорь УСТЮЖАНИНОВ
Заместитель директора СДЦ ПНН
Екатеринбург

Синдром предпринимательской тревожности.
Как с ним бороться?

Медицинские исследования, проведенные среди людей различных профессий, выявили специфические особенности здоровья и психологического состояния предпринимателей малого и среднего бизнеса. Одна из них - синдром предпринимательской тревожности. Он отличается от обычных стрессовых состояний тем, что имеет постоянный, длительный и самодавлеющий характер. Его истоки коренятся в неуверенности в завтрашнем дне и страхе за будущее своего бизнеса.

Можно ли снизить уровень тревожности? Да. Если снижать уровень риска вашего бизнеса, так как именно присущий предпринимательству риск и является основой синдрома тревожности. Существует два основных источника предпринимательского риска. Первый - неопределенность, изменчивость, непрогнозируемость внешней среды бизнеса. Второй - решения, которые принимает предприниматель.

О том, что из себя представляет внешняя среда бизнеса и как себя обезопасить от нее, рассказывает заместитель директора Социально-делового центра, преподаватель маркетинга курсов антикризисных управляющих Игорь Устюжанинов.

Что такое внешняя среда бизнеса?

Ее условно можно разделить на две составляющие: микросреду и макросреду.

Микросреда - это то, что оказывает на ваш бизнес самое непосредственное влияние: поставщики сырья и материалов, кредитные учреждения, потребители, органы власти и управления и т.п. Как те или иные изменения могут повлиять на ваш бизнес, видимо, объяснять не надо, каждый предприниматель с этим сталкивался не раз: повысились налоги, обанкротился поставщик, появился конкурент и т.д. Эти факторы так или иначе предприниматель может контролировать, принимать решения, позволяющие его бизнесу выживать и развиваться.

Макросреда - это факторы, которые могут оказать порой очень сильное влияние на бизнес, но которые предприниматель не в состоянии контролировать. К ним относятся политические, экономические, культурные, экологические и демографические факторы.

Как уменьшить влияние микросреды на бизнес?

Допустим, ваше предприятие занимается обучением предпринимателей. Что вам нужно знать о микро и макросреде? Все, что так или иначе может оказать на ваш бизнес влияние. Начнем с властей: они могут принять какое-то решение, которое может привести к необходимости обучения новым специальностям (так было с антикризисными управляющими), либо предпринимателям, обучающимся на ваших курсах, потребуется больший объем знаний. Если вы окажетесь не в курсе предстоящих изменений, можете упустить новые возможности либо снизить свою конкурентоспособность. Поэтому вам нужно знать, что происходит во властных структурах, бывать там, беседовать с чиновниками, следить за периодикой, т.е. собирать информацию, для того, чтобы в нужное время оказаться в нужном месте.

Другой фактор - конкуренты. Их знать вы просто обязаны, так как они имеют непосредственное влияние на успешность вашего бизнеса. Поэтому необходимо постоянно отслеживать, что они предпринимают: повышают качество обучения, снижают цены, предлагают что-то новое. Узнать это можно только постоянно собирая информацию о конкурентах. Нельзя упускать из виду и потребителей. Информационно - аналитическая работа является необходимой для каждого предпринимателя. Но мало просто собрать информацию. Ее нужно еще и проанализировать, именно анализ собранной информации подскажет вам, какое решение следует принять, чтобы снивелировать отрицательное влияние среды или, наоборот не упустить благоприятные для развития вашего бизнеса факторы.

Можно ли уменьшить влияние макросреды?

Слушатель, который пришел к нам обучаться антикризисному управлению, рассказал, что его фирма занималась обучением наших специалистов за рубежом. Резкий скачок доллара (влияние макросреды) после августовского кризиса полностью уничтожил его фирму. Можно ли было избежать краха?

Да. Если бы фирма не совершила две ошибки, оказавшиеся для нее фатальными. Первая заключается в том, что фирма не занималась изучением внешней среды, не смогла предусмотреть тенденции ее развития и подстраховаться. Вторая - чисто менеджерская: бизнес, ориентированный исключительно на внешний рынок, имеет высокую степень риска, так как предприниматель не в состоянии повлиять на макросреду, она от него не зависит. Предприниматель в данном случае нарушил одно золотое правило: нельзя все яйца класть в одну корзину, уронишь - разобьются все. Если бы эта фирма следила за развитием событий во властных структурах, оценивала, как на те или иные решения правительства РФ реагирует биржа и другие государства, она смогла бы для подстраховки принять соответствующие меры, допустим, поискать в качестве партнера какой-нибудь зарубежный фонд, оплачивающий стажировки из своих средств, или организовать какие-то курсы у себя, возможно с приглашением зарубежных преподавателей и т.п. Фирмы, которые изучению макросреды придавали должное внимание, не оказались застигнутыми врасплох и достаточно спокойно, с небольшими потерями пережили кризис. Следовательно: Макросреду нужно отслеживать не в меньшей степени, чем микросреду.

У каждого предпринимателя должна быть система планирования.

Знание того, что происходит внутри и вокруг бизнеса, не гарантирует снижения риска. Гарантом оно может стать лишь тогда, когда ляжет в основу системы решений, обеспечивающих уменьшение негативных и использованию позитивных влияний. Это и есть планирование деятельности. Оно может вестись в двух плоскостях: по длительности (оперативное, среднесрочное и долгосрочное) и по направлению, например - стратегическое. Выработка стратегии имеет самое важное значение для снижения риска.

Что такое стратегический план? Стратегия - это способ достижения того нового состояния бизнеса, которого желает иметь предприниматель. Для того, чтобы выработать стратегию, необходимо для начала, основываясь на знании тенденций развития микро- и макросреды, наметить некие параметры этого нового состояния, выраженные в количественных показателях. Например: через два года моя фирма должна иметь такое-то количество персонала, такой-то оборот, столько-то клиентов, или: через 2 года моя фирма должна захватить 20 процентов рынка в регионе.

После этого нужно определить: какие конкретные задачи следует решить для достижения нового состояния: купить новое оборудование, освоить новую технологию, создать сеть офисов и т.п., т.е. проработать различные варианты достижения стратегической цели и выбрать из них наиболее приемлемые. Совокупность задач и способов их решения для достижения поставленных стратегических целей и является стратегией.

Для того, чтобы задачи были реальными, необходимо провести изучение и анализ рынка с двух сторон: со стороны конкурентов и со стороны потребителей, как существующих ныне, так и потенциальных, т.е. провести маркетинговые исследования. О том, как это нужно делать, читайте в следующем номере.

Ирина Яковлева

CHERNY CONSULTING GROUP ©1999-2008 Cherny Consulting Group
All rights reserved.
                       
Hosted by uCoz