МОДУЛЬ 8 | |||
ОБРАТНО К СОДЕРЖАНИЮ МОДУЛЯ 8 | |||
РОССИЙСКИЙ ДЕЛОВОЙ БЮЛЛЕТЕНЬ | |||
|
||||||||||||||||||||||||
В настоящее время Дума завершает рассмотрение закона, который существенно изменит законодательство о налоге на прибыль. Проект этого закона был принят в третьем чтении, и вскоре вскоре он должен быть передан в Совет Федерации. В результате принятия закона положительные и отрицательные курсовые разницы будут выведены из состава налогооблагаемой базы. Предусмотрено исключение лишь для отрицательных курсовых разниц, возникших в связи с банковскими и прочими кредитами, полученными российскими предприятиями для финансирования капиталовложений. Закон будет распространяться на операции, совершенные с 1 июля 1998 г. Кроме того, владельцам облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ) при расчете налогооблагаемой базы будет разрешено исключать положительные курсовые разницы, возникающие со времени получения предприятием иностранной валюты до момента отражения соответствующих обязательств в балансе предприятия. Кроме того, владельцам облигаций будет позволено учитывать убытки в результате списания этих обязательств в размере меньшем, чем учтенная сумма, но не ниже, чем рыночная цена. Этот закон будет распространяться на операции, совершенные с 1 июля 1992 г. |
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
Решением № 24-П от 12 октября 1998 года Конституционный суд постановил, что налоги должны считаться уплаченными в момент списания соответствующих сумм с банковского счета налогоплательщика. Ранее Верховный арбитражный суд постановил, что обязательство налогоплательщика по уплате налогов считается выполненным только по поступлении средств в бюджет соответствующего уровня, однако Конституционный суд признал такую позицию неправомерной и противоречащей российской Конституции. В развитие этого постановления Государственная налоговая служба опубликовала Письмо № ВП-6-11/749 от 20 октября 1998 г., устанавливающее, что налоговые органы не в праве бесспорно списывать средства со счетов налогоплательщиков в случаях, когда суммы налогов были списаны кредитными организациями с их расчетных счетов, но не поступили в бюджет. Госналогслужба рекомендует налогоплательщикам в случае непроведения банком соответствующего платежа представлять в налоговые органы копии соответствующих платежных поручений. |
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
Центральный Банк Российской Федерации опубликовал Указания, устанавливающие ограничения по продаже и покупке иностранной валюты для российских юридических лиц на территории России. Введенные в действие с 1 ноября 1998 года, эти Указания не применяются при покупке иностранной валюты физическими лицами или коммерческими банками от их собственного имени. Если российское юридическое лицо намеревается купить иностранную валюту на российском валютном рынке через коммерческий банк, уполномоченный банк должен открыть специальный транзитный валютный счет. Вся иностранная валюта, приобретенная для российского юридического лица, должна переводится на этот специальный счет и может использоваться только для целей, установленных Указаниями ЦБ, в том числе:
Российское юридическое лицо не имеет права переводить средства со специального валютного счета на другие валютные счета. Более того, находящиеся на специальном валютном счете средства не могут быть использованы для приобретения ценных бумаг или других валют. Для покупки иностранной валюты следует иметь следующие документы:
Уполномоченный банк, осуществляющий покупку иностранной валюты, должен убедиться в надлежащем оформлении всей документации, представляемой в связи с операцией. Поэтому в Указаниях рекомендуется вести документацию в отношении осуществляемых операций по покупке иностранной валюты. По поступлении иностранной валюты на специальный транзитный счет российского юридического лица оно должно использовать средства в течение 7 дней. В случае, если средства не используются в течение 7 дней, остаток средств на специальном транзитном счете подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке.
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
Государственная налоговая служба (ГНС) приняла четвертые Изменения к Инструкции № 37 по налогу на прибыль. Предприятия, прибыль которых облагается налогом Поправки устанавливают следующие две новые группы предприятий, которые освобождены от уплаты налога на прибыль:
Предприятия, осуществляющие иную деятельность помимо той, что облагается налогом на игорный бизнес или налогом, исчисляемым на основе вмененного дохода, должны вести отдельные учетные регистры и отдельно платить налог на прибыль по такой деятельности. Налогооблагаемая база операций с ценными бумагами Новая редакция Инструкции устанавливает, что налогооблагаемая база в отношении выручки от реализации ценных бумаг, срочных контрактов и опционов определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения таких активов за вычетом комиссионных по их приобретению и продаже. Тем не менее, в случае продажи ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов, новая редакция Инструкции в большинстве случаев ограничивает уменьшение налогооблагаемой базы суммой дохода, полученного от продажи таких активов за отчетный период. Реализация продукции (товаров, работ, услуг) по цене ниже себестоимости В соответствии с недавними изменениями в Законе о налоге на прибыль, новая редация Инструкции ограничивает применение принципа реализации по цене ниже себестоимости. Раньше предприятия, которые реализовывали товары (работы или услуги) по цене ниже их себестоимости, должны были платить дополнительный налог на прибыль, если в течение предшествовавших 30 дней они продавали те же товары по цене выше себестоимости. Это "правило 30 дней" было исключено из Инструкции по налогу на прибыль. В иных случаях считалось, что предприятия, реализующие товары (работы и услуги) по ценам ниже их себестоимости, продавали их по наивысшему из значений себестоимости или рыночной цены. В новой редакции Инструкции предполагается, что предприятия, реализующие товары (работы и услуги) по ценам ниже их себестоимости, продают их по по наивысшему из значений фактической цены реализации или рыночной цены. В случае обмена товаров (работ или услуг) (например, при бартерных операциях), считается, что такой обмен осуществляется по наивысшему из значений рыночной цены или цены реализации подобных товаров (работ или услуг). Ранее считалось, что обмен производится по наивысшему из значений рыночной стоимости или себестоимости обмениваемых товаров. При этом под рыночной стоимостью понимается цена, преобладающая в регионе, где происходит операция. Прибыль от реализации акций Инструкция в новой редакции поясняет, что прибыль, возникающая при продаже акций, равна полученной оплате за вычетом суммы, уплаченной при приобретении этих акций. Таким образом, налог на прибыль применяется ко всей сумме оплаты за акции, полученной в результате переоценки основных средств или повышения номинала акции акционерной компании.
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
Постановление Правительства № 1203, вступившее в силу 22 октября 1998 года, отменяет определенные изменения, введенные в июле 1998 г. в отношении перечня товаров, по которым НДС взимается по сниженой ставке в размере до 10%. Как известно, Постановление № 787 от 17 июля 1998 г. значительно ограничило виды продуктов питания, по которым НДС взимается по сниженной ставке. Постановление № 1203 восстанавливает перечень продуктов питания, по которым до 1 августа 1998 г. НДС взимался по ставке 10%, включающий в себя следующее:
Постановление № 1203 также вводит список продуктов питания и медикаментов, к которым не должна применяться дополнительная ввозная пошлина в размере 3%. В этот список включены мясомолочная продукция и некоторые фармацевтические товары. Просьба обратить внимание на то, что в соответствии с Постановлением Правительства № 788 детская одежда исключена из списка товаров, облагаемых НДС по льготной ставке. |
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
Решением Верховного суда Российской Федерации № ГКПИ 98-393 от 14 октября 1998 г. были отмены определенные положения, содержавшиеся в Инструкции № 30, в которой была предпринята попытка применить принцип реализации по цене ниже себестоимости при определении налога с пользователей автодорог (см. раздел о налоге на прибыль выше). В марте 1997 г. Госналогслужба приняла новую редакцию Инструкции № 30, согласно которой налогоплательщики, реализующие товары (работы или услуги) по ценам ниже себестоимости, должны исчислять налог с пользователей автодорог и реализацию ГСМ на основе рыночных цен этих товаров (продукции и услуг), но не ниже их фактической себестоимости. Однако соответствующий федеральный закон № 1759-1 не содержит ссылки на применение принципа реализации по цене ниже себестоимости при определении обязательств по налогу для пользователей автодорог. В своем постановлении Верховный суд указал, что новая редакция Инструкции № 30 Госналогслужбы фактически содержала попытку изменения предмета применения налога для пользователей автодорог. Более того, Суд постановил, что предмет налогообложения может быть изменен только Федеральным законом, и что текст действующего в настоящее время Федерального закона № 1759-1 не предусматривает применения принципа реализации по цене ниже себестоимости для целей исчисления и уплаты налогов с пользователей автодорог и на реализацию ГСМ. В результате Верховный суд полностью отменил эти положения Инструкции № 30, в которых содержалась попытка применения принципа реализации по цене ниже себестоимости для целей исчисления и уплаты налогов с пользователей автодорог и на реализацию ГСМ. С учетом того, что в настоящее время, в соответствии с решением суда, положения о реализации по цене ниже себестоимости признаны незаконными, можно предположить, что они и прежде не имели законной силы. Поэтому налогоплательщикам, которые ранее уплатили налог с пользователей автодорог (добровольно или вынужденно) с оборота по реализации по ценам ниже себестоимости и любые связанные с этим штрафы и пени, следует рассмотреть вопрос о требовании возврата этих сумм от налоговых органов.
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
5 ноября 1998 г. в "Российской газете" был опубликован федеральный закон о лизинге. Закон посвящен урегулированию лизинговых отношений в России. Одно из заслуживающих внимания положений, содержащихся в этом законе, позволяет вносить таможенные пошлины и НДС, уплачиваемые на таможне на импортируемые в Россию арендованное имущество, в течение всего срока лизинга. Более подробный анализ этого закона будет представлен следующем выпуске "Российского делового бюллетеня". |
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
Госналогслужба приняла седьмые Изменения к Инструкции о подоходном налоге с физических лиц. Новые формы Измененная редакция содержит новой вариант Приложения № 6 к Инструкции, в котором приводятся новые формы декларации о доходах, полученных российскими гражданами. Пока не было внесено никаких изменений в формы для иностранных граждан, хотя такие изменения в настоящее время рассматриваются Госналогслужбой. В измененной редакции вводятся две новые формы декларации о доходах - № 1 (обычная) и № 2 (упрощенная) - с инструкциями по их заполнению. Форма № 1 - декларация на тринадцати страницах - составлена на основе прежнего варианта, использовавшегося при подаче сведений в 1997 г. В соответствии с инструкциями о подаче сведений, Форма № 1 заполняется следующими категориями налогоплательщиков:
В отличие от формы, использовавшейся в 1997 г., новая форма требует декларации следующих видов доходов, облагаемых налогом у источника по фиксированной ставке 15%:
Эти суммы указываются в специальном разделе декларации и не включаются в общую налогооблагаемую базу. Форма № 2 - декларация на двух страницах, которая может заполняться только физическими лицами, получающими доход от работодателей на территории Российской Федерации и имеющими действительные свидетельства о доходах (Приложение № 3) от этих работодателей. Однако эта форма не может использоватся налогоплательщиками, претендующими на налоговые льготы по строительству/покупке недвижимости, даже если если по остальным причинам они должны были бы пользоваться ею. Таким образом, в новой редакции расширен не только круг физических лиц, которые должны декларировать свои доходы, но и список видов доходов, подлежащих декларированию. Идентификационные номера налогоплательщиков В дополнение к новым формам и в соответствии с требованиями Части I Налогового кодекса, все индивидуальные налогоплательщики будут обязаны встать на учет в налоговых органах для получения индивидуальных идентификационных номеров и указывать последний во всех документах (в том числе в налоговой декларации), подаваемых в налоговые органы. Это требование также содержится в Письме Госналогслужбы № СС - 6 - 08/56 от 21 октября 1998 г. В соответствии с этим письмом в течение срока подачи деклараций за 1998 г. индивидуальным налогоплательщикам будут присвоены собственные ИНН. Анкеты для сбора общей информации о налогоплательщиках составляются налоговыми органами и будут готовы в этом году. Предполагается, что постановка налогоплательщиков на учет будет происходить во время их явки в местные налоговые инспекции за бланками налоговых деклараций. В соответствии со Статьей 116 нового Налогового кодекса, штраф за несвоевременную постановку на учет (при отсутствии намерения укрытия доходов) составляет 5.000 руб. (313 долл. США по текущему обменному курсу).
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
Налогоплательщики Своим Письмом № ВК-6-08/678 от 1 октября 1998 г. Госналогслужба разъяснила применение части шестой Статьи 24 Федерального закона № 42-ФЗ от 26 марта 1998 г. Согласно этому письму, ставка пени за несвоевременную уплату налогов, установленная этим законом № 42-ФЗ, применима как к индивидуальными налогоплательщикам, так и к налогоплательщикам-юридическм лицам. Таким образом, с 1 апреля 1998 г. пеня за несвоевременную уплату подоходного налога с физических лиц, земельного налога с физических лиц, налога на имущество, налога на подарки и налога на наследство составляет 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка на 1 апреля 1998 г. (дата вступления закона № 42-ФЗ в силу), т. е. 0,1% от причитающейся суммы налога за каждый день просрочки. Это значительное снижение ставки пени по сравнению с применявшейся ранее ставкой в размере 0,3%. Госналогслужба также разъяснила, что любая переплата по пеням в результате перехода с 1 апреля 1998 г. на ставку 0,1%, должна быть отнесена в кредит будущих налоговых обязательств физического лица. Работодатели В разъяснительном письме указано, что с 1 апреля 1998 года ставка пени в размере 0,1% также применяется к юридическим лицам и зарегистрированным предпринимателям, удерживающих налоги с доходов, получаемых физическими лицами. Практически это значит, что Статья 24 Закона № 42-ФЗ преобладает над Статьей 22 Закона № 1998-1 от 7 декабря 1991 г., которым установлено, что на 4 января 1998 г. ставка пени равна 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка за период, просрочки задолженность. Если намерение налоговых органов было именно таким, то, по нашему мнению, в последний закон должны быть внесены поправки. Мы будем следить за этой ситуацией. В приведенной ниже таблице содержится сводная информация о ставках пеней за несвоевременную уплату в бюджет подоходного налога с физических лиц агентами по удержанию налогов, либо компании, или зарегистрированные предприниматели:
Предстоящие изменения Обращаем ваше внимание на то, что новый Налоговый кодекс (Часть I, Статья 75) с 1 января 1999 г. устанавливает ставку пеней в размере 1/300 обменного курса Центрального Банка за период просрочки задолженности, но не более 0,1% в день. Кроме того, пени ни при каких обстоятельствах не могут превышать общую сумму соответствующей задолженности.
|
ВВЕРХ | СОДЕРЖАНИЕ | МОДУЛЬ 8 | ||