МОДУЛЬ 2 | |||
ОБРАТНО К СОДЕРЖАНИЮ МОДУЛЯ 2 | |||
СНИЖЕНИЕ ЗАТРАТ И УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ | |||
В условиях высокой инфляции особенно важно иметь хорошо продуманную кредитную политику и контролировать дебиторскую задолженность. |
|
Проверка кредитоспособности
клиентов Кредитная политика может быть основана как на формальных, так и на неформальных критериях. |
Покупательская и платежная история клиента. | |||||
- | Платежная история может быть получена через неформальные контакты с банками и другими партнерами клиента. | ||||
- | Кредитоспособность клиента может быть оценена на основе кредитной истории взаимоотношений клиента и вашей компании. |
Текущий анализ и перспективная оценка финансовой стабильности клиента. | |||||
- | Для этого могут быть использованы те же источники информации, которые указаны выше, а также неформальные мнения знакомых профессионалов, работающих в отрасли клиента, рекомендации независимых аналитиков, новости и отчеты специализированных агентств деловой информации. |
Полезно вести формальный учет прошлой и текущей кредитоспособности клиента и периодически делать оценку его будущей кредитоспособности, регулярно заполняя и анализируя Таблицу учета и контроля кредитоспособности клиента, приведенную в Приложении 6. |
|
Выбор кредитной политики Для выбора оптимальной кредитной политики компания должна сравнить потенциальные выгоды от увеличения объема продаж со стоимостью предоставления дополнительных торговых кредитов (кредитных проверок, дополнительных административных расходов и т.п.) и риском возможной неуплаты. Пример: представьте, что предполагаемый размер валовой прибыли - разницы между ценой реализации и себестоимостью продукции - по продажам в кредит равен 40 процентам потенциальной выручки от реализации в кредит. Значит, компания будет иметь чистую прибыль даже, если 40 процентов дебиторской задолженности останется непогашенной при условии, что все другие затраты на обслуживание клиентов не изменятся. Ниже перечислены некоторые советы по формированию кредитной политики с учетом особенностей клиентов: |
Внимательно отслеживайте кредитную историю ваших клиентов, используя Таблицу анализа сроков дебиторской задолженности и резервов на списание безнадежных долгов, приведенную в Приложении 7. |
||||||||||||
|
||||||||||||
Проведите сопоставительный анализ затрат и выгод в отношении каждого клиента. Сопоставительный анализ затрат и выгод кредитной политики должен помочь определить стратегию, при которой размер непогашенной дебиторской задолженности является вполне предсказуемым до того, как товар (услуга) проданы в кредит (смотрите также разделы о резервах на списание безнадежных долгов и сроках дебиторской задолженности). |
||||||||||||
Разработайте и предложите клиентам программу льгот и скидок за предоплату, оплату наличными и своевременное погашение дебиторской задолженности (смотрите также раздел "Оживление объема продаж"). |
||||||||||||
|
||||||||||||
Снизьте объем поставок на консигнацию до минимума.
|
||||||||||||
В контрактах с клиентами пытайтесь привязать рублевые цены к текущему обменному курсу. |
|
Контроль за дебиторской задолженностью |
Используйте коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности для анализа финансового положения вашей компании.
|
||||
Резерв на списание безнадежных долгов.
|
||||
Структурирование дебиторской задолженности по срокам.
|
||||
Для каждого срока определяется некоторый процент дебиторской задолжности, который останется неуплаченным - для более длительного срока этот процент будет выше. Как правило, этот процент определяется практическим путем. Бухгалтер должен исходить из того, что резерв на списание безнадежных долгов должен быть достаточно большим, чтобы покрыть всю дебиторскую задолженность, которая просрочена, например, более чем на 180 дней, и определенную небольшую часть просрочки в других временных интервалах. |
ВВЕРХ | СОДЕРЖАНИЕ | МОДУЛЬ 2 | ||