МОДУЛЬ 8 | |||
ОБРАТНО К СОДЕРЖАНИЮ МОДУЛЯ 8 | |||
РОССИЙСКИЙ ДЕЛОВОЙ БЮЛЛЕТЕНЬ | |||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 декабря 1998 г. был официально опубликован и вступил в действие Федеральный закон N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики". Закон касается порядка погашения задолженности государства по государственным ценным бумагам (ГКО и ОФЗ), выпущенным до 17 августа 1998 г. Кроме того, законом вводится ряд поправок и дополнений в действующее налоговое и валютное законодательство, в том числе: Обязательная продажа иностранной валюты Федеральный закон N 192-ФЗ обязывает российские юридические лица (РЮЛ) конвертировать в рубли 75% валютной выручки от экспортной реализации в течение 7 дней после получения валюты. Такая обязательная продажа должна осуществляться через уполномоченные банки по рыночным курсам. До введения этой поправки доля валютной выручки, подлежавшей обязательной конвертации, составляла 50%. Поступления в иностранной валюте, подлежащие обязательной конвертации, в настоящее время включают в себя "результаты интеллектуальной деятельности". К результатам интеллектуальной деятельности относятся, в том числе, платежи за права на:
Ранее действовавшие правила обязательной конвертации валюты не относились в явной форме к операциям с правами на интеллектуальную собственность. Ранее освобождение от обязательной конвертации могло быть предоставлено только указами Президента. Закон N 192-ФЗ предусматривает возможность предоставления освобождения от обязательной конвертации валюты на основании Федерального закона. Расширенное определение валютных операций Закон N 192-ФЗ вносит в российское валютное законодательство поправки, согласно которым расчеты в рублях между нерезидентами и резидентами подпадают под определение "операций с валютой". Кроме этого поправки устанавливают, что расчеты в рублях между нерезидентами и резидентами теперь подлежат контролю со стороны Центрального банка. Совокупный результат этих изменений будет оставаться неясным до выпуска Центральным банком пересмотренных положений. Сокращение срока краткосрочных валютных операций Поправками к валютному законодательству Закон N 192-ФЗ сокращает допустимый период расчетов по определенным видам валютных операций со 180 до 90 дней. Поправки к валютному законодательству предусматривают рассмотрение расчетов по импорту и экспорту товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности как текущих валютных операций, которые, таким образом, не подлежат лицензированию и регистрации Центральным банком, но только в случае их осуществления в течение 90 дней. Согласно изменениям в валютном законодательстве порядок получения разрешения на отсрочку расчетов свыше 90 дней должен быть установлен Правительством РФ и Центральным банком. Закон N 192-ФЗ не содержит указаний на то, каким образом эти изменения повлияют на сделки, заключенные до 31 декабря 1998 года (дату вступления поправок в силу) и предусматривающие осуществление расчетов после этой даты. В любом случае эти изменения не касаются условий получения кредитов (ссуд), которые могут, как и ранее, предоставляться на срок до 180 дней без лицензии Центрального банка или регистрации в уполномоченных банках. Кредиты на срок свыше 180 дней по-прежнему требуют получения лицензии. Налогообложение прибыли и поступлений от погашения государственных ценных бумаг: Прибыль РЮЛ, получаемая при погашении государственных ценных бумаг, в том числе ГКО и ОФЗ, не облагается налогом, при условии, что:
Кроме того, банкам, кредитным учреждениям, страховым компаниям, инвестиционным фондам и прочим профессиональным участникам рынка ценных бумаг, которые начисляют налог на пользователей автодорог и налог на содержание жилищного фонда и уплачивают их из прибыли, полученной при погашении государственных ценных бумаг, при соблюдении указанных выше условий разрешается исключать выручку от погашения ГКО и ОФЗ из базы налогов на пользователей автодорог и на содержание жилищного фонда. Таким образом гипотетический доход, получаемый при погашении ГКО и ОФЗ, не облагается налогом. Налогообложение убытков от реализации некотируемых ценных бумаг Убытки от реализации ценных бумаг, которые не котируются на биржах, снижают базу налога на прибыль на сумму, в размере которой они используются для снижения дохода от реализации той же категории ценных бумаг . Формулировок закона не достаточно для того, чтобы сделать вывод о наличии и степени ограничений по снижению налогооблагаемой базы за счет убытков. В частности, не ясно, можно ли снижать доходы от реализации одних некотируемых ценных бумаг за счет капитальных убытков от реализации других некотируемых ценных бумаг. Следует ожидать, что выпуск Министерством налогов и сборов инструкции по применению поправок внесет большую ясность. Штрафные санкции в отношении банков Банки, которые не производят своевременное перечисление налоговых платежей в бюджет по поручению своих клиентов, должны подвергаться штрафным санкциям. Сумма штрафа устанавливается в тройном размере ставки рефинансирования Центрального банка от суммы задержанного платежа за каждый день просрочки. В настоящее время ставка рефинансирования Центрального банка установлена в размере 60%. В результате штраф превышает как ранее действовавшую ставку (0,2% в день), установленную законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", так и ставку, установленную Первой частью Налогового кодекса, вступившей в действие 1 января 1999 года. Однако мы полагаем, что изменения, введенные Федеральным законом N 192-ФЗ, более не действительны, так как соответствующая статья закона об основах налоговой системы лишена силы Первой частью Налогового кодекса с 1 января 1999 года. Акцизы Закон N 192-ФЗ также увеличивает акцизы по большинству акцизных товаров, в том числе по алкогольной продукции, винам, пиву, табачным изделиям и бензину, на 16,6% - 25% в рублевом выражении.
|
|
|||
С 1 января 1999 года вступили в силу четыре новых соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и следующими зарубежными государствами: Нидерландами, Италией, Индией и Арменией. По сравнению с прежними заключенными СССР соглашениями новые соглашения с Нидерландами, Италией и Индией более полно соответствуют типовому соглашению об избежании двойного налогообложения для стран ОЭСР. Новые соглашения имеют аналогичную структуру и содержат новые положения, например, статью о "взаимозависимых предприятиях", которая позволяет делать поправки на трансфертное ценообразование. Ниже приводится краткий обзор всех перечисленных соглашений: Россия - Индия Новое налоговое соглашение между Россией и Индией касается только налогов на прибыль и не содержит положений, регулирующих налогообложение имущества. Это соглашение устанавливает ставку налога, удерживаемого с дивидендов, процентов и роялти, в размере 10%. Интересно отметить, что удержание налога по ставке 10% вместо действующей в России ставки в размере 20% будет применяться к прибыли от оказания консультационных, управленческих и других аналогичных услуг, оказываемых в России индийскими компаниями без постоянного представительства. "Прочие доходы", полученные резидентами Индии, не будут облагаться налогом в России. Что касается налогообложения индийских компаний, занимающихся коммерческой деятельностью, протокол к соглашению предусматривает, что прибыль представительств индийских компаний в России может облагаться налогом по ставке, превышающей действующую в России ставку налога на прибыль, но не более чем на 12%. Россия - Нидерланды По сравнению с прежним соглашением между СССР и Нидерландами, которое устанавливало ставку удерживаемого с дивидендов налога в размере 15%, новое соглашение между Россией и Нидерландами устанавливает ставку этого налога в размере 5%. Однако эта льгота действует только при соблюдении следующих условий: |
при выплате дивидендов нидерландской компании, владеющей не менее 25% уставного капитала российской компании-плательщика; и | |
если сумма капитала, инвестированного в российскую компанию-плательщика, превышает 75 000 ЭКЮ или эквивалент в национальной валюте. |
При несоблюдении вышеперечисленных условий налог с дивидендов удерживается по ставке 15%. В соответствии с соглашением между Россией и Нидерландами, выплачиваемые проценты и роялти не облагаются налогом в России, если такие платежи осуществляются в пользу резидента Нидерландов, являющегося фактическим владельцем процентов. Однако в соглашении не содержится определение термина "фактический владелец". Протокол к соглашению разрешает российским компаниям, находящимся в полной или частичной собственности либо под прямым или косвенным контролем резидентов Нидерландов, в полном объеме вычитать проценты при определении налогооблагаемой прибыли. Поскольку закон не устанавливает размер долевого участия резидентов Нидерландов в капитале российских компаний и виды займов (банковские кредиты, займы от небанковских организаций и т.д.), это положение может быть особенно выгодным при получении разрешения на вычет расходов по процентам. Однако остается неясным, будут ли российские налоговые органы пытаться ввести ограничения на применение этого положения о вычете процентов, в частности, по целям получаемых кредитов и займов. Соглашение вводит новый порядок подачи заявлений на возврат налогов с дохода, удержанных в России по местным ставкам, в случаях, когда соглашением предусмотрено освобождение от налогов. Согласно протоколу соглашения, если взысканный налог превышает предусмотренную соглашением величину, налогоплательщик имеет право требовать возврата налогов только в течение двух лет после окончания календарного года, в котором были удержаны налоги. Кроме этого, соглашение между Россией и Нидерландами не содержит положения об "ограничении выгоды", аналогичного тем, которые присутствуют в ряде других соглашений (например, между Россией и Великобританией). Россия - Италия Новое соглашение между Россией и Италией предусматривает удержание налога с дивидендов по ставке 5% или 10% по сравнению с 15% в прежнем соглашении между СССР и Италией. Ставка в размере 5% применяется при соблюдении следующих условий: |
при выплате дивидендов итальянской компании-акционеру, владеющей не менее 10% уставного капитала российской компании-плательщика; и | |
если сумма иностранного капитала, инвестированного в российскую компанию-плательщика, превышает 100 000 долл. США. |
Во всех прочих случаях налог удерживается по ставке 10%. С процентов удерживается налог по ставке 10%, а роялти, выплачиваемые резидентам Италии, освобождаются от налогов, если итальянская компания-получатель является их фактическим владельцем. Впрочем, как и соглашение между Россией и Нидерландами, соглашение с Италией не содержит определения "фактического владельца". Новое соглашение предусматривает освобождение "прочих доходов", полученных итальянскими резидентами, от налогообложения в России. Это положение, в частности, может применяться к доходу от консультационных и аналогичных услуг, оказываемых в России итальянскими компаниями, не имеющими постоянного представительства в России. Соглашение также освобождает от налогообложения доход с капитала. Россия - Армения Соглашение между Россией и Арменией предусматривает удержание налога с дивидендов по ставке 5%, если сумма капитала, инвестированного в российскую компанию-плательщика, превышает 40 000 долл. США или эквивалент в национальной валюте. Во всех остальных случаях дивиденды облагаются налогом у источника по ставке 10%. В соответствии с соглашением, проценты и роялти, выплачиваемые резиденту Армении, не облагаются налогом в России. Соглашение также освобождает от налогообложения в России "прочие доходы", полученные резидентами Армении. |
|
|
||||||||||||||||||||||
Как сообщалось в Российском деловом бюллетене за декабрь 1998 года, 5 декабря 1998 года официальные представители Кипра и России подписали новое соглашение об избежании двойного налогообложения. Однако это соглашение не было ратифицировано до конца 1998 года и, соответственно, не вступит в силу в 1999 году. Насколько нам известно, налоговые органы Кипра и России намерены обеспечить ратификацию соглашения и обмен соответствующими документами в 1999 году с тем, чтобы соглашение могло вступить в силу с 1 января 2000 года. Ниже рассматривается ряд новых и модифицированных положений, содержащихся в новом соглашении.
Следует отметить, что соглашение между Россией и Кипром не содержит положения об "ограничении выгоды". |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Согласно Части I Налогового кодекса Российской Федерации, уплата налогов и прочих сборов может производиться только в рублях. Это положение вступило в силу с 1 января 1999 года. В соответствии с этим положением, Государственная налоговая инспекция по г. Москве проинформировала нас, что с 1 февраля 1999 года налоговые платежи в иностранной валюте более приниматься не будут. Это, скорее всего, создаст новые проблемы для иностранных граждан, большинство из которых не имеет банковских счетов в России и не располагает практической возможностью ввозить в страну крупные суммы наличной валюты для конвертации ее в рубли, необходимые для уплаты налогов. Простое перечисление денег с рублевого счета работодателя невозможно, поскольку российский закон о подоходном налоге с физических лиц содержит отдельный запрет на уплату компаниями подоходного налога за физических лиц. Тем не менее, мы считаем, что у иностранных граждан останется несколько возможных способов платежа:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конституционный суд Российской Федерации опубликовал решение от 26 ноября 1998 года, содержащее разъяснения по выпущенной им ранее резолюции от 24 февраля 1998 года относительно ставок отчислений в Пенсионный фонд с предпринимателей за 1997 и 1998 годы. Решением от 24 февраля 1998 года суд признал ставку отчислений в Пенсионный фонд с предпринимателей в размере 28% неконституционной и дал законодательным органам 6 месяцев (до 24 августа 1998 года) на принятие нового законодательства. В своих последних разъяснениях суд постановил, что после 24 августа 1998 года, ввиду отсутствия нового законодательства, предприниматели не обязаны уплачивать какие-либо отчисления в Пенсионный фонд до тех пор, пока новая ставка не будет задним числом установлена законом. Ставка отчислений за период, предшествовавший 24 августа 1998 года, была установлена Законом Российской Федерации от 8 января 1998 года о ставках отчислений в социальные фонды. На основе постановления суда мы подготовили представленную ниже таблицу, обобщающую ставки отчислений в Пенсионный фонд для предпринимателей, юристов и нотариусов за 1997 и 1998 годы. Просьба учесть, что Пенсионный фонд до сих пор не опубликовал никаких разъяснений по этому вопросу. Сводная таблица ставок отчислений в Пенсионный фонд для предпринимателей за 1997 и 1998 гг.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Согласно Федеральному закону от 4 января 1999 года N 1-ФЗ о ставках отчислений в социальные фонды на 1999 год, ставки отчислений, производимых работодателями и работниками во все социальные фонды, в 1999 году не изменились. Однако при этом закон устанавливает на 1999 год новую ставку в размере 20,6% для отчислений в Пенсионный фонд с предпринимателей. Работодатели не обязаны производить отчисления во все социальные фонды в отношении нетрудоспособных лиц, получающих пенсию по нетрудоспособности. В таблице ниже обобщается информация об отчислениях, подлежащих уплате в социальные фонды в 1999 году. Ставки отчислений в социальные фонды на 1999 год
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Иностранные юридические лица Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в России через постоянное представительство (т. е. постоянное место деятельности или филиал), обязаны подать налоговые декларации и отчеты о своей деятельности в России за 1998 г. до 15 апреля 1999 г. Действующая налоговая инструкция не предусматривает продления этого срока. Если иностранное юридическое лицо имеет несколько представительств в Российской Федерации, отдельные декларации подаются в налоговые органы по месту регистрации каждого представительства. Мы рекомендуем иностранным юридическим лицам как можно скорее приступить к подготовке налоговых деклараций и отчетов об их деятельности. Физические лица Физические лица обязаны подать окончательные декларации о доходах за 1998 г. и предварительные декларации на 1999 г. к 1 апреля 1999 г. без права на отсрочку. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВВЕРХ | СОДЕРЖАНИЕ | МОДУЛЬ 8 | ||