МОДУЛЬ 8 | |||
ОБРАТНО К СОДЕРЖАНИЮ МОДУЛЯ 8 | |||
РОССИЙСКИЙ ДЕЛОВОЙ БЮЛЛЕТЕНЬ | |||
|
|||
Иностранные юридические лица Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в России через постоянное представительство (т. е. постоянное место деятельности или филиал), обязаны подать налоговые декларации и отчеты о своей деятельности в России за 1998 г. до 15 апреля 1999 г. Действующая налоговая инструкция не предусматривает продления этого срока. Если иностранное юридическое лицо имеет несколько представительств в Российской Федерации, отдельные декларации подаются в налоговые органы по месту регистрации каждого представительства. Мы рекомендуем иностранным юридическим лицам как можно скорее приступить к подготовке налоговых деклараций и отчетов об их деятельности. Если вам необходимо наше содействие в подготовке российских налоговых деклараций за 1998 г., то, принимая во внимание большой объем работы, приходящийся на период по 15 апреля 1998 г., мы просим вас как можно раньше связаться с вашим консультантом по налогообложению в "Эрнст энд Янг". Физические лица Физические лица обязаны подать окончательные декларации о доходах за 1998 г. и предварительные декларации на 1999 г. к 1 апреля 1999 г. без права на отсрочку. И в этом случае, если вам необходимо наше содействие, мы просим вас обратиться к нам как можно раньше. В связи с этим, мы обращаем ваше внимание на более подробное описание спектра услуг, предлагаемых нашим отделом по налогообложению иностранных граждан и работников, помещенное на последней странице бюллетеня. |
|
|||
Пятого декабря официальные представители Кипра и России подписали новое соглашение об избежании двойного налогообложения. Действующее соглашение остается в силе до ратификации нового соглашения правительствами Кипра и России. Совет министров Кипра выразил намерение утвердить новое соглашение до конца 1998 г., однако со стороны российской Государственной Думы аналогичных заявлений не поступало. Если российское правительство не ратифицирует соглашение до конца 1998 г., вступление в силу новых налоговых правил в течение 1999 г. не гарантировано. С другой стороны, действующее соглашение содержит весьма необычное положение о его расторжении задним числом, которое позволяет Кипру либо России расторгнуть соглашение до 1 июля, причем такое расторжение будет действовать с 1 января того же года. В связи с этим, налогоплательщикам, полагающимся на указанное соглашение, следует помнить, что в случае прекращения действия соглашения до 1 июля 1999 г. местное налоговое законодательство (т.е. удержание российского подоходного налога с дивидендов и процентов по ставке 15%) будет применяться с 1 января 1999 г. Несмотря на то, что текст нового соглашения будет опубликован только после его ратификации, из источников на Кипре известно, что оно обеспечивает следующее: |
1) | соблюдение формата, более полно соответствующего примерному соглашению ОЭСР по сравнению с действующим соглашением, включая механизм зачета налогов; | ||||||||||
2) | удержание налога с дивидендов по ставкам 5% или 10%, первая из которых применяется к распределительным выплатам российских компаний, отвечающих определенным минимальным критериям капиталовложений и долевого участия; и | ||||||||||
3) | освобождение от удержания
налога со следующих видов дохода:
|
|
|
||||||||||||||||||||
Часть I Налогового кодекса, принятая в этом году, должна вступить в силу с 1 января 1999 г. В целом, Часть I включает в себя определение порядка налогообложения и основных понятий, а также ряд других общих вопросов. Тем не менее, она содержит несколько заслуживающих внимания положений, например:
После принятия Части I Налогового кодекса отдельные официальные лица выразили неудовлетворенность рядом ее положений. Насколько нам известно, было предложено свыше 70 поправок к ней. Кроме этого, поступили предложения отложить вступление в силу нового Налогового кодекса на более поздний срок в течение 1999 года, например, путем изменения соответствующих дат в законе о введении в действие Налогового кодекса. Мы будем информировать вас о дальнейших событиях в этой связи.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 ноября 1998 г. Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял решение, согласно которому Письмо Государственной налоговой службы от 1 октября 1998 года № ШС-6-02/683@ "По уплате налога на прибыль с курсовых разниц" было признано недействительным как документ, не зарегистрированный Министерством юстиции. Вышеуказанное письмо имело целью запрещение учета курсовых разниц при расчете налогооблагаемой прибыли за третий и четвертый кварталы 1998 г., независимо от принятого предприятием метода учета курсовых разниц, закрепленного в приказе об учетной политике предприятия. В письме фактически (хотя и не открытым текстом) предлагалось включать сумму курсовых разниц в состав налогооблагаемой прибыли только при расчете итоговых результатов за 1998 год. Предприятия, проигнорировавшие вводимые письмом изменения, взяли на себя риск уплаты пеней, которые могли бы быть начислены налоговыми органами по результатам налоговых проверок на местах и документарных налоговых проверок. Предприятия, решившие соблюдать положения этого письма, переплатили налог на прибыль, в том числе, в некоторых случаях, в виде дополнительных платежей за несвоевременную авансовую уплату налога на прибыль в третьем квартале 1998 г. Решение суда касалось конкретного налогоплательщика, и Государственная налоговая служба Российской Федерации официально не отозвала это письмо. Таким образом, хотя письмо продолжает оставаться в силе, в свете указанного решения суда, в случае, если отрицательные курсовые разницы не были вычтены при расчете налогооблагаемой прибыли за третий квартал 1998 г., мы рекомендуем поставить налоговые органы в известность о таком решении и потребовать возврата излишних сумм, уплаченных в счет налога на прибыль, или зачисления переплаты в счет уплаты других налогов. Кроме этого, обращение в налоговые органы может предотвратить возможное начисление пеней, если отрицательные курсовые разницы за третий квартал 1998 г. были вычтены при расчете налогооблагаемой прибыли. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 ноября 1998 г. в "Российской газете" был опубликован Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ о лизинговых операциях. Закон вступил в силу с даты его публикации. Ниже приводится краткий анализ закона и обзор его отдельных статей, заслуживающих особого внимания. Общие положения и основные понятия (Глава I) Глава I Закона содержит общие положения и дает подробное определение основных понятий, касающихся форм лизинга (внутренний и международный лизинг), различных типов лизинга (долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный лизинг) и существующих видов лизинга (финансовый, возвратный и оперативный лизинг). Лизинговая деятельность в России (выполнение лизингодателем функций по договору лизинга) осуществляется на основании лицензий (Статья 6). Лицензирование лизинговой деятельности нерезидентов Российской Федерации должно осуществляться после их постановки на учет в целях налогообложения на территории Российской Федерации. Закон не допускает совмещение обязательств следующими участниками отдельного договора лизинга:
Договор лизинга (Глава II) Договор квалифицируется как договор лизинга, если он содержит указания на наличие инвестирования денежных средств в предмет лизинга и на наличие передачи предмета лизинга лизингополучателю (Статья 16). Договор лизинга заключается в письменной форме и должен содержать следующие существенные положения (Статья 15):
В Главе II Федерального закона также рассматриваются основные правовые принципы осуществления лизинговых операций (например, права и обязанности сторон по договору лизинга), включая передачу указанных прав и обязанностей третьим лицам и отношения собственности в рамках лизинга. Экономические основы лизинга (Глава III) Закон признает в качестве выплат по договору лизинга только инвестиционные издержки и сумму вознаграждения лизингодателя. Под инвестиционными издержками в целях Закона понимаются затраты лизингодателя, связанные с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, в том числе:
Закон определяет вознаграждение лизингодателя как денежную сумму, предусмотренную договором лизинга сверх возмещения инвестиционных издержек (пункт 4 Статьи 27). Прибылью лизингодателя является разница между доходами лизингодателя и его расходами на осуществление основной деятельности лизингодателя (за вычетом инвестиционных издержек по лизингу). Закон предоставляет лизингодателю право бесспорного взыскания денежных сумм и бесспорного изъятия предмета лизинга в следующих случаях:
Договором лизинга может предусматриваться отсрочка лизинговых платежей, но только на срок не более 180 дней с момента начала использования предмета лизинга лизингополучателем (пункт 3 Статьи 28). Лизингодателю не требуется лицензия Центрального банка Российской Федерации на осуществление международных операций, связанных с движением капитала, или привлечение денежных средств от нерезидентов Российской Федерации в целях приобретения предмета лизинга на срок, не превышающий срока действия договора лизинга (пункт 1 Статьи 34). Прочие положения (Главы IV - VI) В Главах IV - VI рассматривается государственная поддержка лизинговой деятельности, право инспектирования и контроля в отношении операции лизинга (пункты 2 и 3 Статьи 37) и заключительные положения по вводу настоящего закона в действие. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 декабря 1998 г. губернатор Санкт-Петербурга утвердил муниципальный закон № 248-57 "О налоге с продаж", вступающий в силу с 1 января 1999 г. После ввода налога с продаж (т.е. с 1 января 1999 г.) в Санкт-Петербурге перестают взиматься налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбор на нужды образовательных учреждений и ряд других местных налогов. Ставка налога с продаж установлена на уровне 5% от стоимости (включая НДС и акцизы) товаров, работ и услуг, реализуемых за денежный расчет предприятиями розничной и оптовой торговли. Закон определяет ряд позиций, освобождаемых от налога с продаж, в число которых входят:
Эти не облагаемые налогом продукты дополняют список исключений, установленный Федеральным законом № 150-ФЗ и приведенный в нашем информационном бюллетене за август 1998 г. Закон обязывает налогоплательщиков вести раздельный учет реализации товаров, не облагаемых налогом с продаж. Налог с продаж подлежит уплате ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Расчеты по налогу на прибыль подаются в налоговые органы в сроки, установленные для уплаты налога. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ обязывает всех работодателей пройти процедуру предварительной регистрации в Фонде социального страхования для обязательного страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (см. "Российский деловой бюллетень" за октябрь 1998 г.). В соответствии с этим законом Фонд социального страхования выпустил приказ от 9 сентября 1998 г. № 152 с описанием порядка предварительной регистрации. Приказ № 152 обязывает исполнительные органы Фонда направить каждому работодателю формы, необходимые для постановки на учет. Исполнительные органы также обязаны установить сроки подачи регистрационных форм для каждого работодателя. Работодатели, не вставшие на учет, облагаются штрафом в размере страховых взносов, подлежащих начислению за период задержки с постановкой на учет. Для минимизации риска подобных штрафов работодателям рекомендуется заблаговременно запросить в фонде необходимые для регистрации формы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Согласно статьям 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 25 июня 1998 г. № 92) генеральный директор и главный бухгалтер предприятий могут нести уголовную ответственность за неуплату налогов и отчислений в социальные фонды. В связи с этим Пенсионный фонд Российской Федерации выпустил Письмо от 29 июля 1998 г. № ЕБ-09-28/6166, в котором определяются следующие виды наказаний за уклонение от уплаты взносов в пенсионный фонд: |
1) | Уклонение от уплаты суммы в
размере, превышающем 200 минимальных размеров
оплаты труда (МРОТ), что в настоящее время
составляет 200 Х 83,49 руб., наказывается:
|
||||||
2) | Уклонение от уплаты суммы в
размере, превышающем 500 МРОТ, наказывается:
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Инструкция № 35 по подоходному налогу с физических лиц не предусматривает вычета из налогооблагаемого дохода физических лиц расходов по приобретению или строительству жилья в том случае, если жилье приобретается путем обмена. Верховный Суд постановлением от 29 октября 1998 г. № ГКПИ 98-372 признал это положение незаконным. Верховный Суд постановил, что указанное ограничение незаконно сужает положения базового Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (Статья 3.6(в)). Верховный Суд разъяснил, что любая сумма, подлежащая уплате физическим лицом по договору обмена жилья, должна рассматриваться в качестве расходов, подлежащих вычету из налогооблагаемого дохода в соответствии с положениями Статьи 3.6(в) этого Закона. Пока неясно, каким образом налоговые органы обеспечат исполнение решения Суда. Тем не менее, лицам, которым ранее было отказано в подобном вычете, или которые просто не воспользовались им, можно посоветовать подать заявление о возврате налога на основании решения Суда.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Правительство Российской Федерации представило в Думу законопроекты о внесении изменений и дополнений в ряд действующих налоговых законов. Ниже рассматриваются наиболее значимые из предлагаемых изменений и дополнений по подоходному налогу, отчислениям в фонды социального обеспечения и ряду других налоговых законов, непосредственно касающихся физических лиц. Подоходный налог с физических лиц Нам известно о существовании как минимум двух законопроектов об изменениях и дополнениях к закону о подоходном налоге. Наиболее важные из предлагаемых поправок включают в себя следующее:
Важно отметить, что ни один из законопроектов не предполагает отмены налоговых льгот для иностранных граждан в отношении возмещаемых расходов на аренду жилья или отчислений на социальное и пенсионное обеспечение в странах постоянного проживания. Тем не менее, эти льготы могут быть отменены анти-дискриминационными положениями статьи 3 Части I Налогового кодекса, которая должна вступить в силу с 1 января 1999 года (согласно этой статье, порядок налогообложения не может дифференцироваться в зависимости от гражданства налогоплательщика). Предлагается объявить налоговую амнистию в отношении подоходного налога, которая позволит лицам, ранее не платившим налоги, декларировать свой доход и уплатить специальный сбор по ставке 10% от декларированного дохода. К этим лицам не будут применяться штрафы и пени, предусмотренные действующим законодательством за сокрытие доходов и несвоевременную уплату налогов. Социальные фонды Правительство предлагает следующие изменения и дополнения к действующим законам:
Прочее В закон о налоге на имущество физических лиц могут быть внесены изменения, повышающие ставку налога с 1% от балансовой стоимости имущества до 0,5% от его рыночной стоимости с вводом определенных льгот для малоимущих налогоплательщиков. Помимо этого, налогом на имущество будет облагаться даже недвижимость, не законченная строительством. Закон о контроле за покупками на большие суммы, согласно которому лица, совершающие покупки на особо крупные суммы, будут обязаны подтвердить источники своего дохода, и ввод в действие которого планировался с 1 января 1999 года, может быть отложен на неопределенный срок. Дума уже приняла соответствующий законопроект в первом чтении. |
ВВЕРХ | СОДЕРЖАНИЕ | МОДУЛЬ 8 | ||