МОДУЛЬ 8 | |||
ОБРАТНО К СОДЕРЖАНИЮ МОДУЛЯ 8 | |||
РОССИЙСКИЙ ДЕЛОВОЙ БЮЛЛЕТЕНЬ | |||
1 | АВГУСТ 1998г. | ||
С 1 августа 1998 года Правительство РФ предложило ввести в действие новый порядок определения даты реализации товаров (работ и услуг) для целей НДС. Кроме того, Правительство сократило перечень товаров, к которым НДС применяется по ставке 10%. Дата реализации Для начисления налога на добавленную стоимость датой реализации товаров (работ, услуг) предполагается считать более раннюю из следующих дат:
По товарам (работам, услугам), отгруженным (выполненным, оказанным) до вступления в силу настоящего Постановления, уплата налога на добавленную стоимость производится в ранее действовавшем порядке, но не позднее 31 января 1999 г. После этого, независимо от того когда товары (работы, услуги) были отгружены (выполнены, оказаны), будет применяться новый порядок. Новое правило противоречит действующему в настоящее время закону о НДС, который устанавливает, что, если предприятие не платит НДС по методу начисления, НДС должен уплачиваться с "реального оборота". Закон о НДС не требует учета реализации для целей начисления НДС до фактического поступления денежных средств на счет предприятия, которое ведет учет по методу поступлений. Кроме того, действующий закон не устанавливает особых правил выставления счетов, требующих уплаты НДС на основании выставленных счетов. Обращает на себя внимание то, что в Постановлении не сформулированы конкретные требования в отношении налогоплательщиков, использующих метод поступлений. Таким образом, налогоплательщики, использующие метод начисления, получат благодаря самому факту его использования отсрочку по уплате НДС. Пока не ясно, было ли это поводом изменений. В преамбуле вводимого в действие Постановления нет упоминания нормы права, на основании которого Правительство вводит эти изменения. Возможно, этот значит, что Постановление Правительства не имеет юридической силы. Однако, мы предполагаем, что налоговые инспекции на местах будут требовать соблюдения Постановления и местные предприятия могут счесть уплату налога по этим требования менее обременительной, чем опротестование Постановления. Пока не ясно, станут ли со временем эти изменения частью Закона о НДС. Постановления № 787 и № 788 устанавливают ставку НДС в 20% по всем товарам за исключением следующих:
Все остальные продукты питания и товары для детей (включая детскую одежду и обувь) облагаются налогом по ставке 20%. Правительство может менять ставки НДС без внесения соответствующих изменений в закон о НДС. Указанные выше правила вводятся в действие
с 1 августа 1998 года.
|
С 5 августа 1998 года федеральным законом №141-ФЗ от 31 июля 1998 года были внесены изменения в ст. 2 закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Внесенные законом изменения касаются отнесения на себестоимость различных видов убытков и включают следующие:
Изменения также касаются применения закона к реализации товаров (работ, услуг) ниже себестоимости. Согласно новой редакции закона, предприятие реализующее товары (работы и услуги) может избежать проблем в связи с реализаций ниже себестоимости, применяя рыночную цену подобных товаров на дату реализации. Ранее предприятия использовали рыночную цену только в случаях, когда она не опускалась ниже фактической цены реализуемого товара. Кроме того, закон предполагает, что организации, безвозмездно передающие товары (работы и услуги) должны определять выручку на основании средней цены реализации таких же или подобных товаров (работ и услуг), рассчитанной за месяц, в течение которого состоялась операция. Если в течение этого месяца не было реализации такого же и сходного товара (работ и услуг), должна использоваться цена последней реализации такого товара. По ранее имевшейся формулировке, организации использовали среднюю цену реализации и цену последней реализации, но имелось общее ограничение, согласно которому такая цена не могла быть ниже фактической себестоимости. Для вновь разработанных товаров, передаваемых безвозмездно, для целей налогообложения используется фактическая рыночная цена подобных товаров независимо от себестоимости последних. Данное положение в предыдущей редакции применялось только в том случае, если рыночная цена была ниже их фактической себестоимости. Закон требует определения рыночной цены на основании "официальных источников" информации без указания того, что может считаться таким источником. Наконец, закон отменяет положение, требующее от предприятий ссылки на реализацию, имевшую место в течение предшествующих 30 дней, для определения реализации ниже себестоимости. |
6 августа 1998 "Российская газета" опубликовала первую часть нового Налогового кодекса. Закон о введении его в действие состоит из 10 статей, краткое содержание которых таково: Статья 1 - Вводит в действие первую часть Налогового кодекса с 1 января 1999 года за исключением тех разделов, даты введения в действие которых указаны особо. Статья 2 - С 1 января 1999 года отменяет:
До введения в действие Статей 13, 14 и 15 первой части Налогового кодекса (касающихся федеральных, региональных и местных налогов соответственно), не будут взиматься никакие налоги, кроме указанных в законе об основах налоговой системы. Статья 3 - Следующие статьи первой части Налогового кодекса не будут введены в действие до вступления в силу второй части Налогового кодекса:
Второй пункт Статьи 47.1, которым вводится система "судебных исполнителей" для сбора задолженности по налогам в определенных ситуациях, вводится в действие с 1 января 2000 года. Статьи 4, 5, 6 - Посвящены введению в действие отдельных статей Налогового кодекса; Статья 7 - Указывает на то, что существующие законодательные и нормативные акты имеют силу лишь в той их части, которая не противоречит первой части Налогового кодекса. Статья 8 - Касается налоговых штрафов и пеней и указывает на то, что с 1 января 1999 года штрафы и пени могут налагаться лишь постановлением суда. Статья 9 - До 1 января 1999 года отделения и представительства российских юридических лиц должны самостоятельно предоставлять декларации в налоговые органы и платить налоги, сборы и штрафы. Однако с 1 января 1999 года любые невыполненные обязательства по уплате налогов, сборов и штрафов становятся обязательствами головной организации, создавшей такие отделения и представительства. Статья 10 - Введение в действие со дня публикации.
|
6 августа 1998 года "Российская газета" опубликовала федеральный закон № 150-ФЗ, касающийся налога с продаж. Закон дополнил этим налогом перечень налогов, которые могут вводиться субъектами Российской Федерации (краями, областями, автономными областями и округами). Поэтому налог будет действовать только в тех регионах, законодательные органы которых примут соответствующие документы о его введении. Необычно то, что особенности налога с продаж подробно рассматриваются в изменениях в Законе "Об основах налоговой системы", состоят в следующем: 1. Налог с продаж уплачивается в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в соотношении 40:60. Ставка не может превышать 5%. 2. В регионах, где вводится налог с продаж, отменяется сбор на нужды образовательных учреждений, а также 15 незначительных местных налогов. Однако сохраняется налог на содержание жилищного фонда. 3. Налогоплательщиками являются российские и иностранные юридические лица, их отделения, представительства и хозрасчетные подразделения, и частные предприниматели, реализующие товары, работы и услуги в Российской Федерации. 4. Налогооблагаемой базой является стоимость товаров, работ и услуг, реализованных в розницу или оптом за наличный расчет. Наличный расчет включает в себя кредитные и прочие пластиковые карточки, банковские чеки, переводы по указанию физических лиц и передача товаров населению в обмен на другие товары. НДС и акцизы (где они применимы) включаются в налогооблагаемую базу. Закон содержит перечень объектов налога с продаж при введении его в действие, включающий себя следующие подакцизные товары: одежда;
6. Закон также содержит перечень продукции не облагаемой налогом с продаж, включающий в себя:
|
Согласно последним изменениям, внесенным в Закон о федеральном бюджете, ставка пени за просрочку уплаты налогов составляет в день 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка, установленной на дату вступления в силу первоначальной редакции Закона. Закон о федеральном бюджете вступил в действие 30 марта 1998 года, когда ставка Центрального Банка составляла 30%. Следовательно, текущая ставка пени составляет 0.1% в день. Однако необходимо заметить, что к исчислению пени за период до 1 апреля 1998 года данная процедура не применяется. Пени по таким задолженностям должны исчисляться по ставке 0,06% в день. Ранее ставка пени зависела от ставки рефинансирования на дату осуществления платежа. Поскольку со дня введения данного положения ставка рефинансирования неоднократно изменялась, это значительно осложнило процесс исчисления пени. Последнее изменение в законе значительно облегчит расчет пени за просроченную уплату налогов. |
"Российская газета" в номере от 6 августа 1998 года опубликовала Федеральный закон №148-ФЗ о введении налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (изначально предназначенный для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и субъектов малого предпринимательства), который может устанавливаться субъектами Российской Федерации. Поскольку Закон не приводит причины введения налога такого типа, то можно предположить, что он предназначен для упрощения налоговой системы. Со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением: государственной пошлины; таможенных пошлин и иных таможенных платежей; лицензионных и регистрационных сборов; налога на приобретение транспортных средств; налога на владельцев транспортных средств; земельного налога; и налога на покупку иностранной валюты. По налогу на вмененный доход применяются следующие ограничения:
И наконец, Законом предусматривается выдача разработанного российскими государственными органами свидетельства, подтверждающего уплату налога. |
Постановлением Правительства РФ № 800 от 21 июля 1998 года "О мерах обеспечения своевременной выплаты государственных пенсий" вводится "временный целевой сбор" с доходов физических лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 2%. Временный целевой сбор вводится в действие с 1 августа 1998 года и взимается с физических лиц в дополнение к другим платежам, предусмотренным существующим законодательством (работодатели отчисляют в Пенсионный фонд 28%, физические лица - 1%). Временный целевой сбор взимается со всех видов активного, а также таких видов пассивного дохода, как дивиденды, банковские проценты, страховые выплаты в системе добровольного страхования, материальная выгода, превышающая определенные нормы, и доходы, полученные в натуральной форме. Мы полагаем, что данное Постановление незаконно, так как в таких случаях необходим федеральный закон об изменении тарифов страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Однако пока нет решения о конституционности данного Постановления, мы рекомендуем осуществлять страховые взносы по новым тарифам, а сумму переплаты, которая может иметь место в случае, если Министерство юстиции или Конституционный суд признает увеличение тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд незаконным, использовать для зачета против будущих платежей. В Постановлении № 800 определяется новый перечень видов доходов, с который страховые взносы в Пенсионный фонд не взимаются. Новый перечень во многом схож со списком доходов, с которых не взимается подоходный налог с физических лиц, , но многие статьи последнего не вошли в новый перечень. Следовательно, получается, что эти статьи могут быть фактически включены в базу для исчисления размеров страховых взносов в Пенсионный фонд. В отличие от предыдущего нормативного положения, теперь страховые взносы могут взиматься в Пенсионный фонд со следующих видов доходов (до получения разъяснений): сумм, получаемых от продажи недвижимости, превышающих тысячекратный размер минимальной месячной оплаты труда (примерно 13.423 долларов США) и сумм от продажи другого имущества, превышающих пятисоткратный размер минимальной месячной оплаты труда (примерно 6.700 долларов США); процентов по банковским депозитам; материальной выгоды, полученной в виде экономии на процентах при получении заемных средств физическими лицами от организаций (если процент за пользование такими средствами в рублях составляет менее 2/3 от ставки рефинансирования Центробанка или менее 10% годовых за пользование такими средствами в иностранной валюте); стоимости медицинской страховки, оплачиваемой организациями физическим лицам. Пенсионному фонду Российской Федерации указано обеспечить официальную публикацию разъяснений порядка осуществления процедур, приведенных в Постановлении № 800. |
|
Широко известен тот факт, что закон о подоходном налоге предусматривает сокращение налогооблагаемой базы на сумму расходов, связанных с приобретением или строительством квартиры, жилого дома, дачи или садового домика. Широко практикуется и вычет из налогооблагаемой базы затрат физических лиц на приобретение комнат в квартирах, хотя такая льгота в законе конкретно не оговаривается. Следовательно, налоговые органы могут запретить вычет из налога расходов на приобретение комнаты в квартире. Строго говоря, мы полагаем, что физическое лицо может рассчитывать на налоговую льготу в связи с покупкой комнаты, если оно приобрело квартиру совместно с другим лицом и его доля в этой квартире представлена данной комнатой. В январе 1998 года Государственная налоговая служба распространила среди местных налоговых инспекций служебное письмо с разъяснениями по данной налоговой льготе, копию которого нам удалось получить. В этом письме говорится, что данная налоговая льгота не применяется в случае приобретения доли в квартире одним совладельцем у другого совладельца. Однако в письме указывается, что данная налоговая льгота действует в отношении физических лиц, купивших изолированные жилые помещения, например, комнаты в "коммунальных" квартирах. Из текста закона и вышеупомянутого письма все еще неясно, считает ли Государственная налоговая служба, что данная налоговая льгота распространяется и на покупку комнат в некомуннальных квартирах. В результате распространения этого письма зафиксировано уже несколько случаев отказа в получении налоговой льготы при приобретении комнат. |
ВВЕРХ | СОДЕРЖАНИЕ | МОДУЛЬ 8 | ||