Народ.Ру: Новая страница

МОДУЛЬ 8
_
BUTTON  ОБРАТНО К СОДЕРЖАНИЮ МОДУЛЯ 8
BUTTON
РОССИЙСКИЙ ДЕЛОВОЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
_ _


_ 3   ОКТЯБРЬ 1998г.
_


_
_ Задержка оплаты по экспортным контрактам рассматривается как нарушения валютного законодательства
_
_
_ Налог на прибыль по курсовым разницам
_
_
_ Обязательная продажа валютной выручки
_
_
_ Отмена изменений в отношении даты реализации для целей уплаты НДС
_
_
_ Изменения в учете НДС
_
_
_ Изменения в ставках НДС
_
_
_ Риск ликвидации в связи с девальвацией рубля
_
_
_ Приостановление действия Положения ЦБ РФ № 55-П от 01.09.98 "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте по экспортным и импортным операциям, проводимым резидентами Российской Федерации"
_
_
_ Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром
_
_
_ Обязательное социальное страхование
_
_
_ Налоговые органы намерены бороться со схемами минимизации отчислений с фонда оплаты труда
_

 

_ Задержка оплаты по экспортным контрактам рассматривается как нарушения валютного законодательства
_


Центральный банк и Государственный таможенный комитет выпустили совместное письмо относительно нарушений в осуществлении расчетов по экспортным операциямFoot note 1. В этом письме указывается, что фактический расчет является обязательным условием совершения экспортных операций. В связи с этим информация, относящаяся к расчетам по экспортным операциям, должна содержаться в соответствующей документации по валютному контролю (например, паспорт сделки и т. п.)

С момента подписания документации по валютному контролю экспортер несет ответственность за полное соблюдение положений этой документации, в том числе, - за своевременную оплату экспортной сделки. В случае, если расчеты осуществляются не в соответствии с положениями документации по валютному контролю, экспортер несет ответственность за нарушение валютного законодательства и подвергается санкциям в размере от 100 до 200 процентов стоимости экспортируемых товаров.

Теоретически, содержащий такое положение законодательный акт уже действует в течение определенного времени. Однако на практике официальные органы применяли валютные санкции только в случаях, когда платежи по экспортным операциям не проводились в течение более чем 180 дней (в том числе, без разрешения Центрального банка).

Если экспортерам становится известно, что платеж не будет проведен в течение срока первоначально указанного в паспорте сделки, в него может быть внесена поправка в случае, если соответствующие товары еще не были экспортированы. Если товары уже экспортированы, платеж должен быть получен в течение установленного срока во избежание наложения валютных санкций.

В связи с этим, компаниям-экспортерам товаров следует рассмотреть вопрос о внесении изменений в свои экспортные контракты, указав сторону (т. е. экспортера или иностранного покупателя), которая несет ответственность за наложение валютных санкций в случае задержки оплаты.


Foot noteПисьмо Государственного таможенного комитета Российской Федерации №01-42/19930 и Центрального банка Российской Федерации №242-Т от 23 сентября 1998 года "Об ответственности за незачисление валютной выручки от экспорта ".
_ ОБРАТНО
_

_
_ ВВЕРX
_
 
_ Налог на прибыль по курсовым разницам
_

 

1 октября 1998 года Госналогслужба выпустила письмо №ШС-6-02/683@, изменяющее налогообложение нереализованных курсовых разниц. В отличие от реализованных курсовых разниц, которые учитываются немедленно (т. е. за тот квартал, когда они возникли), нереализованные курсовые разницы могут быть либо учтены немедленно, либо накапливаться и учитываться на конец года, в зависимости от учетной политики организацииFoot note 2.

Однако письмо Госналогслужбы от 1 октября 1998 года ограничивает учет курсовых разниц, однозначно указывая на то, что компании, которые накапливают и учитывают нереализованные курсовые разницы раз в год, не могут учитывать их при расчете суммы налога на прибыль за квартал. Более того, письмо можно трактовать как запрещающее учет всех курсовых разниц (т. е. и реализованных, и нереализованных), возникших в третьем и четвертом квартале 1998, года при определении сумм налога на прибыль за квартал. Эти суммы будут учтены только на конец года.

С точки зрения практики, соблюдение требований этого письма может привести к тому, что организация уплатит излишние суммы в счет налога на прибыль за квартал; обязательства, которые в дальнейшем ликвидируются из-за отрицательных курсовых разниц, учитываются на конец года. Проблематичной представляется способность Госналогслужбы ввести в действие эти изменения, особенно в случаях, когда учетная политика предприятия не соответствует им.

Дополнительным поводом для беспокойства является то, что Министерство финансов готовит поправки к закону о налоге на прибыль, которые могут задним числом запретить учет для целей налогообложения всех курсовых разниц, возникших после 17 августа 1998 года.

Отдельное предложение Думы по этому поводу касается только положительных курсовых разниц, а именно их исключения из расчета суммы налога. Проект такого предложения не влияет на учет отрицательных курсовых разниц. Мы будем своевременно информировать вас о дальнейшем развитии событий в связи с этой темой.


Foot note 2Приказ Министерства финансов РФ № 97 от 16 ноября 1997 года "О годовой финансовой отчетности организаций".
_ ОБРАТНО
_

_
_ ВВЕРX
_
 
_ Обязательная продажа валютной выручки
_

11 сентября 1998 года Центральный Банк выпустил указания №347-У, изменяющие Инструкцию, которая регулирует порядок осуществления обязательной продажи определенной части валютной выручки. Изменения, введенные указанием, действительны с 16 сентября 1998 года, даты их публикации.

Обязательная продажа экспортной выручки в иностранной валюте может осуществляться через уполномоченные банки на межбанковских валютных торгах, или путем продажи непосредственно Центральному банку в случаях, когда имеется предварительная договоренность с Департаментом иностранных операций Центрального Банка и сумма продаваемой в иностранной валюты превышает 10 млн. долл. США.

Кроме того, указания № 347-У предусматривают продажу иностранной валюты уполномоченными банками на межбанковском рынке в течение 3 дней с момента перевода экспортерами средств для обязательной продажи. Прежде банкам позволялось продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке в течение 7 дней.

Вопреки широко распространенному противоположному мнению, указания №347-У не изменяют ни процентную долю валютных поступлений, которая должна быть продана в обязательном порядке, ни период времени, имеющийся в распоряжении экспортеров для совершения обязательной продажи. Экспортеры должны продать 50% своих поступлений в иностранной валюте в течение 14 дней со времени поступления выручки в иностранной валюте на транзитный валютный счет.

 

_
 
_ Отмена изменений в отношении даты реализации для целей уплаты НДС
_
 

17 июля 1998 года Правительство Российской Федерации издало Постановление № 786 "Об особенностях уплаты налога на добавленную стоимость", изменившее сроки начисления НДС. Согласно Постановлению №786 от 1 августа 1998 года, плательщики НДС должны были начислять НДС исходя из даты реализации товаров (работ, услуг), независимо от избранного метода определения выручки для целей налогообложения. Как было указано в нашем летнем бюллетене "Новое в законодательстве", вышедшем в августе 1998 г., датой реализации товаров (работ, услуг) следует считать более раннюю из следующих дат:

ball день оплаты товаров (работ, услуг);
ball последний день второго месяца, следующего за месяцем, в течение которого покупателям предъявлены счета-фактуры;
ball последний день второго месяца, следующего за месяцем, в течение которого произведена отгрузка (передача, обмен) товаров (работ, услуг).

На дату издания юридический статус Постановления был неясным. 2 октября 1998 года, по запросу губернатора Самарской области, Верховный суд Российской Федерации отменил Постановление № 786. Решением Верховного суда Постановление №786 признано незаконным и не подлежащим изменению.

Пока не ясно, какой порядок будет установлен для плательщиков в отношении сумм НДС, начисление которых согласно положениям Постановления было отсрочено.

 
 
_ Изменения в учете НДС
_

Госналогслужба издала Приказ №БФ-3—3/170 от 7 августа 1998 года, которым ввела в действие изменения и дополнения № 6 к Инструкции по НДС № 39. Хотя этот Приказ и был зарегистрирован Министерством юстиции, нам не известно, был ли этот Приказ опубликован, и в настоящее время мы рассматриваем его как проект изменений, которые будут введены в действие после официальной публикации Приказа.

Валюта расчетов

Прежде НДС по расчетам в иностранной валюте мог уплачиваться в бюджет либо в иностранной валюте, либо в рублях (т. е. конвертироваться по действующему курсу ЦБ на дату уплаты НДС в бюджет). Инструкция по НДС с поправками требует совершения платежей в бюджет в рублях по курсу на дату уплаты поставщикам (т. е. уплата НДС в иностранной валюте не допускается). Кроме того, входящий НДС, возникающий при расчетах с поставщиками в иностранной валюте, должен быть зачтен в рублевом эквиваленте, рассчитанном по курсу ЦБ на дату платежа поставщику.

Раздельный учет

Организации розничной торговли и общественного питания, получающие доход в виде торговых надбавок, наценок, комиссионных, и прочих поступлений, включающих НДС по ставкам 10 и 20 процентов, не могут более использовать среднюю расчетную ставку налога при расчете суммы НДС к уплате в бюджет. Суммы НДС будут исчисляться по фактическим расчетным ставкам соответственно 16,67 и 9,09 процентов.

В изменение действовавшего ранее порядка предприятия розничной торговли и общественного питания должны вести раздельный учет реализации товаров в зависимости от того, какая ставка НДС применяется к каждому из видов реализуемых товаров.

В связи с отменой средней расчетной ставки, организации более не обязаны вести регистры аналитического учета налога по приобретенным товарам для целей расчета средней ставки.

_
 
_ Изменения в ставках НДС
_

Как отмечалось в Деловом бюллетене за сентябрь 1998 года, Постановлениями Правительства №№ 787Foot note 3 и 788Foot note 4сокращен перечень товаров, облагаемых НДС по сниженной 10-процентной ставке. 3 августа 1998 года Государственная налоговая служба издала Письмо № ИС-6-03/492, в котором указано, что по товарам и услугам, в отношении которых ранее действовала сниженная ставка НДС (далее по тексту - "товары, облагавшиеся по ставке 10%"), новая ставка обложения НДС (10% или 20%) устанавливается исходя из даты их отгрузки.

Товары, облагавшиеся по ставке 10%, дата отгрузки которых приходится на период с 1 августа 1998 года включительно, облагаются НДС по ставке 20 процентов в соответствии с Постановлениями №№ 787 и 788. Товары, облагавшиеся по ставке 10%, дата отгрузки которых приходится на период до 1 августа 1998 года, облагаются налогом по ставке 10% вне зависимости от учетной политики предприятия-поставщика (т. е. даже в случае использования кассового метода и осуществления расчетов после 1 августа 1998 года).

При этом, если авансы по товарам, облагавшимся по ставке 10% и отгруженным в течение периода с 1 августа 1998 года включительно, получены до 1 августа 1998 года, применяется 20-процентная ставка налога.

Предприятия розничной торговли, исчисляющие НДС с суммы торговой наценки (включая НДС), обязаны рассчитывать НДС по товарам (в том числе импортным), реализуемым после 1 августа 1998 года, в следующем порядке:

ball для товаров, включенных во вновь установленные перечни товаров, в отношении которых применяется 10-процентная ставка НДС - по ставке 9,09%;
ball для всех прочих товаров - по ставке 16,67%.

Такой же порядок установлен для предприятий общественного питания при реализации продукции собственного производства и покупных товаров.

В своем решении от 2 октября 1998 года Верховный суд Российской Федерации подтвердил законность Постановлений №№ 787 и 788.


Foot noteПостановление Правительства № 788 от 17 июля 1998 г. "О товарах для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10%". 
_ ОБРАТНО
_
Foot noteПостановление Правительства № 787 от 17 июля 1998 г. "О продовольственных товарах, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10%".
_ ОБРАТНО
_

_
 
_ Риск ликвидации в связи с девальвацией рубля
_


И Закон об акционерных обществахFoot note 5 , и Закон об обществах с ограниченной ответственностьюFoot note 6 соответственно устанавливают, что акционерные общества (далее по тексту - "АО") и общества с ограниченной ответственностью (далее по тексту - "ООО") могут быть ликвидированы, если стоимость их чистых активов оказывается меньше минимальной величины уставного капитала, определенной этими законами.

Для открытых АО минимальный уставный капитал определен в тысячекратном размере минимальной месячной оплаты труда, что в настоящее время составляет 83.420 рублей или 5.192 долларов США по приблизительному обменному курсу на 30 сентября 1998 года в размере 16 рублей. Для закрытых АО и ООО минимальный уставный капитал определен в стократном размере минимальной месячной оплаты труда, что в настоящее время составляет 8.342 рубля или 519 долларов США.

Если стоимость чистых активов АО или ООО меньше уставного капитала, но превышает минимальную величину уставного капитала, то сумма уставного капитала подлежит уменьшению до размера, эквивалентного стоимости чистых активов.

Процедура расчета стоимости чистых активов открытых и закрытых АО регулируется нормативными актами Министерства финансовFoot note 7 и Федеральной комиссии по ценным бумагамFoot note 8. Однако аналогичного порядка для ООО не установлено. Поэтому для целей настоящего анализа мы будем рассматривать Приказ № 71 как действующий и в отношении ООО.

"Чистые активы" определяются как разница между активами и обязательствами компании. Расчет стоимости чистых активов производится на 31 декабря (т. е. в конце финансового года).

Потенциальная возможность возникновения ситуации, в которой чистые активы компании не будут отвечать установленному критерию, увеличивается в связи с девальвацией рубля, в особенности, если у компании имеются обязательства, учтенные в иностранной валюте. За третий квартал 1998 года обменный курс рубля по отношению к доллару США увеличился с 6 до 16 рублей за 1 доллар, то есть на 159%.

Компании обязаны переоценивать свои валютные обязательства перед зарубежными контрагентами на дату подготовки финансовой отчетности (т. е., как правило, на ежеквартальной основе)Foot note 9. Соответственно, по нашим расчетам, к концу года некоторые компании окажутся неспособны выполнить требование о превышении стоимости чистых активов над суммой уставного капитала.

Если компания имеет отрицательную величину чистых активов, ее кредиторы могут возбудить процедуру принудительной ликвидации. На данный момент у нас нет сведений о введении российскими государственными органами какого-либо особого официально установленного порядка принудительной ликвидации в случае отрицательной величины чистых активов. Однако для предотвращения негативных последствий, которые могут возникнуть в результате отрицательной стоимости чистых активов, чрезвычайно важно обеспечить соответствующее заблаговременное планирование до конца года.


Foot noteAСтатья 35.5 Федерального закона Российской Федерации № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 года "Об акционерных обществах". 
_ ОБРАТНО
_
Foot noteСтатья 20.3 Федерального закона Российской Федерации № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 года "Об обществах с ограниченной ответственностью". 
_ ОБРАТНО
_
Foot noteПриказ Министерства финансов Российской Федерации № 71. 
_ ОБРАТНО
_
Foot noteПриказ Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг № 149 "О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ". 
_ ОБРАТНО
_
Foot noteСтатья 3.4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 50. 
_ ОБРАТНО
_

_
 
_ Приостановление действия Положения ЦБ РФ № 55-П от 01.09.98 "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте по экспортным и импортным операциям, проводимым резидентами Российской Федерации"
_

 

18 сентября 1998 года Центральный банк издал Указание № 352-У, приостанавливающее с 18 сентября 1998 года действие Положения № 55-ПFoot note 10.

Как уже указывалось в Деловом бюллетене за сентябрь 1998 года, первоначальное назначение Положения 55-П заключалось в ужесточении валютного контроля за экспортно-импортными операциями. Помимо всего прочего, оно содержало требование об авансовых платежах или банковских гарантиях по расчетам в отношении экспортных поставок.


Foot noteПоложение Центрального банка Российской Федерации от 1 сентября 1998 года "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте по экспортным и импортным операциям, проводимым резидентами Российской Федерации". 
_ ОБРАТНО
_

_
 
_ Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром
_

Нам стало известно о приостановке на неопределенный срок переговоров между налоговыми органами России и Кипра в отношении заключения нового соглашения об избежании двойного налогообложения. Насколько мы понимаем, российские налоговые органы решили сделать приоритетным направлением своей работы внутренние вопросы налогообложения в противовес переговорам по соглашениям об избежании двойного налогообложения. Мы будем следить за ходом событий и сообщать дополнительную информацию по мере ее поступления.

 
 
_ Обязательное социальное страхование
_

12 августа 1998 года опубликован Закон Российской Федерации № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

В соответствии с этим законом, все работодатели, независимо от организационно-правовой формы (включая иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации), обязаны встать на учет в Фонде социального страхования и застраховать всех лиц, нанятых на основании трудовых договоров, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Лица, работающие на основе гражданско-правовых договоров, подлежат страхованию только в том случае, если работодатель обязан уплачивать страховые взносы в соответствии с условиями договора.

Работодатели обязаны начислять страховые взносы по еще не установленной ставке на все суммы оплаты труда. Взносы подлежат перечислению в Фонд социального страхования одновременно с выплатой сумм оплаты труда. Эти взносы уплачиваются дополнительно к уже существующим отчислениям в Фонд социального страхования в размере 5,4 процента и относятся на себестоимость или расходы организации.

Ставки страховых взносов будут варьироваться в зависимости от профессионального риска, связанного с выполняемой работой. Классификация профессионального риска будет установлена позже отдельным федеральным законом. Закон № 125-ФЗ вступит в силу одновременно с указанным законом о ставках страховых взносов.

Организации обязаны встать на учет в Фонде социального страхования в течение десяти дней с даты вступления в силу Федерального закона № 125-ФЗ. В настоящее время Фонду социального страхования дано указание осуществлять предварительную регистрацию организаций.

Страховые выплаты будут производиться работодателями и засчитываться в счет уплаты текущих взносов. При этом в случае задержки выплат на работодателей будут начисляться пени по тем же ставкам, что и для других взносов в Фонд социального страхования.

 
 
_ Налоговые органы намерены бороться со схемами минимизации отчислений с фонда оплаты труда
_


Недавно Государственная налоговая служба (далее по тексту - "ГНС") издала письмо № СШ-6-08/529 от 17 августа 1998 года, содержащее рекомендации по процедурам проверки методов, используемых юридическими лицами для расчета и перечисления подоходного налога с физических лиц и взносов в фонды социального обеспечения.

Эти процедуры предусматривают обращение пристального внимания на компании, имеющие особые взаимоотношения с финансовыми учреждениями, негосударственными пенсионными фондами и страховыми компаниями по зарплатным схемам, направленным на уход от уплаты сумм подоходного налога с физических лиц и взносов в фонды социального обеспечения. Примером таких схем является получение банком значительных сумм от работодателей с их последующим использованием для финансирования выплаты их сотрудникам чрезвычайно высоких процентов по вкладам. Получаемые сотрудниками проценты облагаются подоходным налогом по более низкой ставке. Кроме этого, в качестве пассивного дохода они не облагаются отчислениями в российские фонды социального обеспечения.

Письмо ГНС не устанавливает никаких штрафных санкций или пеней для работодателей за использование таких зарплатных схем, направленных на уход от налогообложения. Однако при этом ГНС рекомендует местным налоговым органам, проводящим проверки подобных налогоплательщиков, применять в их отношении следующие основные меры:

1 Предание гласности фактов использования подобных схем с помощью средств массовой информации.
2 Увеличение частоты проверок таких компаний.
3 Проведение индивидуальных проверок по отдельным руководящим и рядовым сотрудникам.
4 Сообщение подобных фактов в Государственный пенсионный фонд и другие социальные фонды, а также в правоохранительные органы.
5 Информирование соответствующих профсоюзов о таких схемах, распространяющихся только на ограниченную часть руководящих сотрудников.


_  ВВЕРХ | СОДЕРЖАНИЕ | МОДУЛЬ 8
_
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz>